Святилище Реком

 Святилище (дзуар) Реком расположено в верховьях Цейского ущелья, на левом берегу реки Цейдон, у подножия хребта Цейраг на поляне Рекомы-фаз. Против Рекома высится гора Монах.

В Цейском ущелье изумительно чистый воздух, обилие солнца, великолепные горные ландшафты, сосновый лес и покрытые цветами альпийские луга. Близость и доступность ледников, интересные маршруты для горных восхождений создали Цею заслуженную славу.

Святилище Реком является лучшим на Северном Кавказе памятником деревянного зодчества Алании эпохи позднего средневековья — нового времени. Он представляет собой сруб, сложенный без гвоздей из толстых бревен толщиной до 30-35 см.

Святилище не раз горело, но отстраивалось заново (в максимально похожем виде). Его первозданный вид не сохранился.

В 1680 году Картлийской правитель Георгий XI преподнес в дар храму-святилищу колокол с памятной надписью. Надпись гласит, что колокол подарен Рекому царем Георгием Xl, а само святилище названо «Отцом святым земли осетинской, молитвенником Дигории и Давлетии (Туалетии). Как видим, значение Рекома как главного святилища Осетии было хорошо известно в Грузии.  

Первое документально засвидетельствованное упоминание Рекома относится к 1780 г. Оно содержится в официальном отчете протопопа Иоанна Болгарского. В XIX веке разными авторами было отмечено особое почитание святилища как Всеаланской святыни.

Праздник Рекома устраивался в день Троицы в июне, и продолжался неделю — от субботы до субботы. Поскольку Реком святилище мужское, женщины и дети в празднестве участвовать не могли. Мужчины, допущенные к жертвоприношениям в ограде Рекома, были обязаны ходить босиком.

Святилище являлось центром культа Уастырджи — покровителя мужчин.

Реком — персонаж Нартского эпоса и осетинской мифологии, божество плодородия. К нему обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, также обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил.