Скифы, Сарматы, Аланы, Осетины🗡

Скифы, Сарматы, Аланы.
  • Скифский мир зародился в I тысячелетии до нашей эры в степях Евразии.
  • Скифский мир – это VII – IV вв. до н.э.
  • Скифская триада – это акинак, конное снаряжение и звериный стиль.
  • Скифо-аланская трехфункциональность включала следующие сферы: религиозную, воинскую и производственную.
  • Сарматы – это III век до н.э. – I век н.э.
  • Господство сарматов в скифском мире – это конец IV – начало III вв. до н.э.
  • Аланы – это I – IV вв.
  • Господство алан в скифском мире с III – VI вв. н.э.
  • Во II веке возникает аланский союз и с ним позднесарматская или аланская археологическая культура.
  • Осетины считаются потомками аланов.
  • Северные осетины — это иронцы и дигорцы. Среди северных осетин иронцы — восточные, а дигорцы — западные. Южные осетины — кударцы, ксанцы и туальцы. Кударцы — этнографическая группа южных осетин, исторически населяющая Кударское ущелье на северо-западе Южной Осетии.

Скифский мир зародился в I тысячелетии до нашей эры в степях Евразии.

Скифы, Сарматы на карте.

Степной пояс Евразии в то время протянулся широкой полосой от Северного Китая на востоке, охватывая значительную часть Южной Сибири и Центральной Азии, до Северного Причерноморья в европейской части.

Скифский конный лучник VII-IV в. до н.э. Реконструкция М.В. Горелика.

В I тысячелетии до н. э. властителями степей Евразии были племена кочевников. Они беспрестанно передвигались, то враждуя, то объединяясь, вступали в разнообразные контакты с оседлыми народами, которые оставили письменные сообщения о воинственных кочевниках.

Скифская триада – это акинак, конное снаряжение и звериный стиль.

Скифский мир просуществовал около полутора тысяч лет под общим именем Скифии, а затем Сарматии.

Сарматы (III век до н. э. — I век н. э.) — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

Сарматский тяжеловооруженный воин III в. до н.э. Реконструкция М.В. Горелика.

В конце III — начале II вв. до н. э. сарматы из Нижнего Поволжья продвинулись в Причерноморские степи.

О них писал Диодор Сицилийский – «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребив побеждённых, превратили большую часть страны в пустыню».

Последними в Причерноморье из района к югу от Аральского моря пришли аланы, одно из сарматских племён.

Господство сарматов в скифском мире считается концом IV — началом III вв. до н. э. В этот период сарматы начали активное наступление на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала.

На рубеже IV и III вв. до н. э. сопротивление скифов было сломлено, и сарматы установили в Скифии своё господство. После сарматского завоевания европейские скифы сумели удержать своё господство только в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной Румынии).

В I–III вв. н. э. аланы (аланы I – IV вв.) занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья. Отсюда они совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

Аланский воин. Аланская женщина X-XII вв.

Во II веке. н. э. упоминается «Алания» как территория, заселённая аланами и находящаяся под их контролем.

На Северном Кавказе аланы очень скоро стали переходить к оседлому образу жизни. Под воздействием коренного земледельческого населения они в I веке н. э. стали оседать на землю и заниматься землепашеством. Возникли первые аланские поселения и городища — Алхан-Кала, Серноводское, Горячеисточненское, Али-Юртовское, Виноградное, Моздокское и др…

В 372 г. аланы потерпели поражение от гуннов. После этого часть аланов оказалась вовлечена в Великое переселение народов и через Галлию и Пиренейский полуостров достигла Северной Африки. Другая часть аланов, вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству. Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до верховьев реки Терека на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Кембелеевки на севере.

Во II веке, сразу после создания аланского союза, возникла единая позднесарматская (или аланская) археологическая культура. Она отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья.

Создание аланского объединения привело к быстрому развитию городских поселений, становившихся политическими, торговыми и ремесленными центрами. Крупные поселения вырастали в I–IV вв. на путях международной торговли.

Осетины считаются потомками аланов. По одной из версий, они произошли от одной из групп сарматских народов, а затем в раннем средневековье (период с V по X–XI века) основали Аланское царство к северу от Кавказских гор. После разрушения государственности монголами в XIII веке и тимуридами в XIV веке уцелевшее население было вытеснено в ущелья Кавказского хребта, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык.

Осетины. Национальный костюм.

Однако есть и другая точка зрения, согласно которой осетины в основном являются потомками коренных народов Кавказа, которые были ассимилированы аланами и получили от них современный язык.

Таким образом, вопрос о происхождении осетин от аланов остаётся дискуссионным и требует дальнейших исследований.

История осетинского народа. Скифы-Сарматы-Аланы-Осетины.